Что такое тропа Хошимина и её значение в истории Вьетнама
Тропой Хошимина американцы во время вьетнамской войны называли совокупность транспортных путей на территории Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. В неё входили как сухопутные, так и водные транспортные пути, суммарная протяжённость которых была более 20 тысяч километров. Это транспортная система использовалась руководством Демократической Республики Вьетнам во главе с Хошимином для переброски живой силы и военной техники на территорию Южного Вьетнама. Кстати, эту систему транспортных путей вьетнамцы называли «тропой Чыонгшон». Название она получила от одноимённого горного хребта, который протянулся с севера на юг по западной границе Вьетнама. А название «тропа Хошимина» пошло от американских военных.
Содержание статьи
История возникновения тропы Хошимина
В Южном Вьетнаме, начиная с 1957 года, продолжалась партизанская война. В ней противостояли Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама и режим Нго Динь Зьема. Можно сказать, что в это время формировались основные причины войны во Вьетнаме. Руководство Северного Вьетнама в 1959 году принимает решение оказать повстанцам военную помощь. Для этого создаётся транспортная группа 559. Её основной задачей была организация маршрута для осуществления поставок военной техники, оружия и боеприпасов на территорию Южного Вьетнама.
Первоначально они сделали попытку наладить поставки вооружения прямо через демилитаризованную зону между Северным и Южным Вьетнамом. Но этот вариант был быстро раскрыт и пресечён. Поэтому стал разрабатываться новый маршрут, проходящий по территории Лаоса, который впоследствии и получил название тропы Хошимина.
Северному Вьетнаму помогло то, что в тот момент на территории Лаоса шла гражданская война. И в тот момент пограничные с Вьетнамом районы Лаоса контролировали бойцы коммунистического движения под названием Патет-Лао. В Камбодже на тот момент правил принц Сианук. И, несмотря на то что Камбоджа формально сохраняла нейтралитет, он разрешил вьетнамцам использовать территорию страны для налаживания транспортного сообщения.
В течение всего конфликта, как до полномасштабного вмешательства США, так и после, тропа Хошимина продолжала расширяться. В итоге транспортная сеть превратилась в несколько параллельных дорог, которые общались между собой большим количеством мелких троп. Вдоль этих дорог были выстроены станции, где военнослужащие могли отдохнуть. Большая часть дорог и троп пролегала по непроходимым лесам и джунглям. Объекты инфраструктуры вдоль троп были замаскированы. Всё это делало обнаружение тропы Хошимина с воздуха практически невозможным.
Впоследствии все объекты на дорогах и важные инфраструктурные объекты были прикрыты системой ПВО в виде зенитных пулемётов. После создания транспортного сообщения с Южным Вьетнамом по тропе Хошимина пошёл непрерывный поток подразделений армии Северного Вьетнама и различные военные грузы. Сначала весь путь люди проделывали пешком, а тяжёлые грузы и оборудование несли на себе слоны. Однако впоследствии стали широко использоваться грузовики.
После того, как в начале 1970 годов США сократили свой военный контингент в Южном Вьетнаме и снизили активность, Северный Вьетнам усовершенствовал транспортное сообщение. В результате к 1975 году тропа Хошимина была превращена в дорогу шириной 7,9 метра. Кроме этого, вдоль неё провели нефтепровод протяжённостью 2 тысячи километров и телекоммуникации для связи командиров между собой.
И хотя тропа Хошимина представляла собой достаточно разветвлённую транспортную сеть, в ней можно выделить две основные части. Первая часть проходила от реки Ка до перевала под названием Хай Ван рядом с Данангом. Вьетнамцы называли её «Труонг Сонг». От перевала Хай Ван и до дельты Меконга пролегала вторая часть или Южная Тропа. Главной частью транспортного маршрута был отрезок от Ханоя через Лаос и Камбоджу. Он выходил на территорию Южного Вьетнама к западу от Далата, где уже шли боевые действия.
Поддержание тропы Хошимина в рабочем состоянии осуществляли примерно 300 тысяч крестьян и рабочих. Все эти люди также внесли весомый вклад в военное поражение США во вьетнамской войне. В качестве маршрута для военных поставок «тропа» использовалась с 1959 года. В то время для того, чтобы перебраться из Ханоя на юг Вьетнама требовалось больше месяца. К моменту окончания войны дорога уже имела всю необходимую инфраструктуру. Здесь были устроены заправочные ёмкости, подземные госпитали, складами с оружием и обмундированием. В 1975 году многие отрезки маршрута имели асфальт или был замощены.
Роль «тропы» в войне с США
В приграничных районах на юге Вьетнама в основном преобладают горы. Поэтому тропа Хошимина проходила на территорию Южного Вьетнама всего лишь в нескольких удобных местах. Вот некоторые из них:
- Долина А-Шау;
- Долина Йа-Дранг;
- Военная зона C;
- «Клюв попугая».
Когда шла война во Вьетнаме 1965-1974 именно в этих районах несколько лет шли постоянные бои, предпринимались операции вооружёнными силами США и происходили крупные сражения. Поскольку Лаос и Камбоджа соблюдали формальный нейтралитет, армия США не могла вторгаться на их территорию. Генерал Уэстморленд, который командовал группировкой военных США во Вьетнаме, просил Джонсона (президент США) дать разрешение на проведение военных операций в Лаосе и Камбодже. Он оправдывал это необходимостью перерезать тропу Хо Ши Мина. Однако разрешение на этом он не получил, и для борьбы с переброской и войск в Южный Вьетнам было создано специальное подразделение под названием MACV-SOG.
Подразделение MACV-SOG проводило разведку, устанавливало средства слежения, производило диверсии и захват пленных на «тропе». С начала шестидесятых годов транспортное сообщение из Ханоя в Южный Вьетнам постоянно подвергалось бомбардировкам со стороны американцев. Они поделили территорию Лаоса, по которой проходила тропа Хошимина, на несколько зон. В каждой из таких зон были определённые правила для пилотов ВВС США.
В рамках бомбардировок транспортного сообщения было проведено несколько крупных операций:
- «Tiger Hound»;
- «Barrel Roll»;
- «Steel Tiger»;
- «Commando Hunt».
Пик бомбардировок пришёлся на период конец 1960 ─ начало 1970 годов. Для этого использовались практически все типы самолётов. Это была тактическая авиация, стратегические бомбардировщики B-52 и даже транспортные самолёты. Это были Локхид C-130 Геркулес. Удивительно, но именно они наиболее эффективно показали себя в этой борьбе.
Военные транспорты и северного Вьетнама несли огромные потери, но армия США так и не смогла перекрыть снабжение партизан в Южном Вьетнаме. А в 1973 году бомбардировки прекратились в связи с указанием Конгресса.
Многие военные историки писали в своих работах о том, что именно тропа Хошимина позволила Северному Вьетнаму одержать победу в этой войне. И вьетнамские, и американские специалисты сходятся во мнении, что Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама в значительной степени поддерживался поставками вооружений и снаряжения из Ханоя. В боях с американцами участвовало много военных подразделений Северного Вьетнама. К примеру, операция «Нгуен Хюэ» в 1972 году практически полностью осуществлялось силами армии Северного Вьетнама.
В 1971 году армия Южного Вьетнама предприняла попытку перерезать тропу Хошимина. Они организовали наступление, в результате которого перешли границу Лаоса. Но это операция провалилась из-за непрофессионализма руководства южновьетнамской армии. Практически все военные специалисты сходятся во мнении, что если бы тропа Хошимина была перерезана, то Северный Вьетнам не победил в той войне.
Тропа Хошимина как туристический объект
В наше время тропа Хошимина стала одним из экзотических элементов далёкого Вьетнама. Теперь эта достопримечательность интересует туристов, а не военных. В туристических путеводителях она теперь называется трассой №1. Она протянулась на тысячу километров с севера от реки Ка вдоль хребта Чыонгшон к городу Локнинь на юге Вьетнама. Сегодня среди предложений туристических фирм можно встретить организацию туров, во время которых туристов знакомят с этим военным объектом прошлого.
Продолжительность предлагаемых туров примерно 14 дней. Сам маршрут чаще всего начинается в Ханое или Хошимине. Но также это может быть и в любом другом городе, где вы купили тур. По мере прохождения маршрута остановки делаются такие города, как:
- Дананг;
- Хюэ;
- Нячанг;
- Хойан;
- Хюэ.
А также остановка делается на Центральном плато. Это район, который довольно сильно удалён фонд основных мегаполисов страны. Поэтому здесь после войны практически не наводили порядок. В этих местах можно увидеть сбитые истребители, вертолёты, а также остатки другой военной техники.
Между Ханоем и Хошимином ходит «Экспресс Воссоединения». Есть три варианта поезда, самый дешёвый из которых отправляется из Ханоя в 10 утра. Поездка по Вьетнаму вдоль границы с Лаосом занимает примерно двое суток. Именно в этих районах можно увидеть разбитую военную технику, а также полностью разрушенный американскими войсками город Селон. Он находится на расстоянии 600 км от Вьентьяна (город в Лаосе).
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию
